Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог, имя которого навсегда вошло в историю. Его многочисленные труды по проблемам воспитания, основанные на колоссальном опыте работы в школе, были изданы во всем мире и продолжают привлекать внимание все более широкого круга научной педагогической общественности.
Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорожденным наравне с матерями. Василий Александрович утверждал, что в школе не учат жизни. Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети». Он занимался совершенствованием режима школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий. Сухомлинский регулярно звал на свои лекции по педагогике родителей учеников.
Научить жить
Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский, и которая актуальна и сейчас, – это неумение жить семьей и преодолевать кризисы.
«Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. <…> И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей».
Педагог настаивал на том, что старшеклассников надо учить отношениям, объяснять, как проявлять любовь к супругу и детям, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. Кроме школы, детей этому должны учить родители своим примером с самого рождения.
«Умение управлять желаниями – в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке – источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека».
Сухомлинский говорит о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук.
«В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу…»
«Надо тонко чувствовать три вещи: можно, нельзя и надо. Тот, кто чувствует эти вещи, обладает важнейшей особенностью гражданина – чувством долга».
Важно, чтобы ребенок воспринимал необходимость труда как усилия, которые необходимо приложить для получения чего-то светлого и позитивного. Здесь есть риск: нельзя постоянно мотивировать детей на выполнение каких-либо активностей материальными ценностями – в противном случае в дальнейшем попросить их сделать что-то безвозмездно будет невозможно.
Быть настоящим отцом
Сегодня никого не удивит то, что отец умеет менять подгузники и кормить ребенка кашей. Но в середине прошлого века мысль о том, что отец должен ухаживать за младенцем наравне с матерью, играть cребенком и принимать активную роль в его воспитании, была революционной. Сухомлинский писал: «Там, где <…> хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его (отца. – Прим. авт.) хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей».
Кроме забот о ребенке, отцу следует заниматься самовоспитанием. Так, Сухомлинский особо выделял личностное развитие и непрерывный труд. Это станет мощным способом влияния на детей. Ребенку хочется быть хорошим, но ему нужен пример, чтобы становиться лучше, умнее, образованнее.
Быть талантливым родителем
Сухомлинский рассказывал про одну мать, которая призналась, что им с мужем некогда воспитывать детей, делать с ними уроки и ругать за двойки. Причем ее дочери отличались тонким восприятием окружающих, никогда не ленились и были примером для всего класса. Педагог объяснял это тем, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.
Для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, а не чтением нотаций, как относиться к близким и поступать в разных случаях. Эту же мысль подтверждает популярная сегодня теория привязанности.
«Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».
Быть мудрым учителем
Педагог много рассказывает о трудных детях. Даже у самого безнадежного, казалось бы, ученика всегда есть хотя бы крупица хорошего. Самая большая ошибка учителей – постоянно констатировать неуспех ученика. Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача школы не ругать, а развить в ребенке как можно больше этих способностей.
Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятерки, но не ставил двоек отстающим по предмету. Педагог призывал не делать из оценки идола. Он говорил, что нельзя относиться к бездушным цифрам как к показателям благополучия. Это неправильно – делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки.
Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные.
Однако все дети без исключения идут в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Это прекрасное человеческое желание озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична: это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал детское незнание. Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время – научится».
«Поймите драму, которая развивается порой в душе ребенка. У других буквы получаются красивые, а у меня не получаются. Другие легко решают задачу, а у меня почему-то не выходит».
Стремление выставить напоказ ошибки ученика – это публичное унижение. Сухомлинский резко критиковал популярные в советском обществе товарищеские суды. Он утверждал, что учитель, который жалуется на ученика родителю, уже не имеет никакой власти над этим учеником.
«Ни один ребенок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове – ребенок больше не ваш воспитанник, и семья его – отец и мать – выпали из сферы вашего воспитательного влияния».
Школа, как обозначил в свое время выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, – это не только место, где дети приобретают знания и умения, но и место формирования духовного мира ребенка. Над тем, чтобы сделать эту среду наиболее благоприятной и совершенной, и бьются педагоги с первого дня основания школьного процесса. На это уходят годы, десятилетия, века. Меняются мир, жизнь, взгляды и нравы, политический и экономический уклад. Тем не менее школа как была, так и остается самым важным и главным институтом воспитания человека. И для любого ребенка и взрослого школа – это в первую очередь учителя и педагоги.
Идеального учителя не существует, однако каждый преподаватель может приблизиться к эталону, если будет придерживаться скромного свода правил, предложенного В.А. Сухомлинским. По его мнению, педагог обязательно должен уважать своих воспитанников и любить их, быть скромным, трудолюбивым и порядочным. Учитель должен щедро делиться со своими учениками духовным богатством и быть весьма эрудированным человеком. Важно, чтобы он живо интересовался новостями педагогической науки и старался опережать время, в котором живет. Преподаватель для школьников является еще одним родителем, и на него возлагается серьезная миссия, поэтому он должен быть примером для тех, с кем ежедневно делит классную комнату.
В.А. Сухомлинский, оставивший богатое литературно-педагогическое наследие, характеризуя важнейшие требования к учителю, писал: «Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».
Воспитывать без наказаний
Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Родители заблуждаются, считая запрет самым главным проявлением родительской власти. Быть требовательным – не значит добиваться слепого послушания. Родители должны чувствовать тонкую границу, где заканчивается предел их власти и начинается интимный мир ребенка.
У каждого ребенка должны быть свои дела, связанные с играми и дружбой, в которые не стоит лезть взрослым.
Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учебу.
Развивать любознательность
С самого начала сознательной жизни ребенка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Учите ребенка наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом. Говорите о том, что у деревьев разная высота, на них растет мох, некоторые растения любят солнечный свет, а другие – нет. Постепенно ребенок уже сам будет замечать детали. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения.
В возрасте от двух до семи лет ребенок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать. Современный родитель и не подумает проигнорировать ни одно детское «почему», но в 60-х годах педагогу приходилось подробно объяснять, почему ответ «В школу пойдёшь – узнаешь» неправильный.
Уметь делать домашние задания быстро
Сухомлинский писал, что уроки надо делать всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ученик делал домашнее задание в одиночку, а не в компании с одноклассниками. Так как, по наблюдениям Сухомлинского, совместная работа более сильных и слабых учеников ведет только к тому, что слабые в итоге механически списывают, не успевая вникнуть в тему.
Родители не должны решать задания за ребенка, но необходимо слушать его устные ответы и следить за организацией учебного времени.
Обязательно надо делать те уроки, которые задали сегодня, даже если следующий урок по этому предмету будет только через неделю. Накануне достаточно будет только повторить уже изученную тему. Педагог утверждал, что все эти правила способствуют повышению качества учебы, а ребенок меньше от нее устает.
Василий Александрович Сухомлинский говорил, что, «воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».