Психолог специальной школы для детей с девиантным поведением Жанар Жазгибекова о том, почему дети становятся трудными и как их исправить в лучшую сторону.
Жанар Жазгибекова, Психолог КГУ «Специальная школа для детей с девиантным поведением» управления образования Карагандинской области:
Откуда берутся трудные дети?
В каждой школе есть трудные дети, потому что в каждой школе есть трудные семьи. Трудные дети выходят не только из неблагополучных семей, трудные дети выходят из благополучных семей, где есть все.
Просто не хватает внимания со стороны родителей. Каждый живет своей жизнью. У мамы, папы работа, свои интересы. Откупаются деньгами, гаджетами: «Иди, погуляй». И ребенок уходит в свое общество, где его принимают. Там он живет, где его приняли. И общество может быть разным: это может быть и высококультурное общество, а может – где-то под забором.
К каким последствиям может привести попустительство?
Каждый ребенок копирует свою семью. Он копирует то, что мы делаем. Даже маленький ребенок играет, девочка, она становится мамой, а кукла – ее дочкой. И она делает то же самое, что и мама. Например, если она правильно ее покормила, правильной за ней смотрела, то же самое она будет делать со своими детьми, когда она вырастет. Семья – это институт.
Что он взял в семье, то он и будет показывать в своей семье. Если его жестоко избивали, угнетали, унижали, то он будет и в своей семье показывать это, потому что он только это и видел. Ничего другого он не видел.
Значит, проблема трудных детей берет свои истоки в трудных семьях?
Пусть они сидят на хлебе и воде, но должны быть взаимоотношения. Ребенку элементарно хватает того, что ты вечером пришел с работы, спросил: «Как у тебя дела? Что ты сегодня в школе делал?». Даже просто иногда поругать: «Нельзя было так делать? Зачем ты так сделал?» И он же прислушивается, он же не глупое существо. Когда вы разговариваете с детьми, вы думаете: «Ну что он знает?» Они очень интересные вещи рассказывают. То, что вы сами не знаете. Честно говоря, я приехала сюда набраться опыта, мне интересно работать с такими детьми. Первые полгода я боялась этих детей, а потом уже начала адаптироваться, но не показывала, что боюсь, наблюдала, смотрела. А потом я начала у них учиться тоже. Выносливости, терпению.
Как возникает такой феномен, когда один ребенок терроризирует всю школу? Ведь именно такие дети к вам и попадают.
Родители не смотрят за этими детьми. В основном, выходит и семья, и общество, и школа. Когда начинают не принимать родители... Родитель бьется-бьется. Есть родители, которые очень хорошо выполняют свои обязанности. Они приходят в школу. Просто иногда так получается, что школа от бессилия пускает его на самотек. Его не развивают ни творчески, ни научно. Предметники его вообще оставляют в покое, потому что он им не интересен. Никто не хочет с ним возиться, потому что это тяжело. В один день он может прийти, в другой – может не прийти. В один день он может оправдать доверие, в другой – нет.
И никто не хочет за него браться, это же тяжело. А он сам справиться с этим не может. Ему скучно, и он начинает всех терроризировать. Он же видит, что кто-то поет, кто-то танцует. А он показывает себя вот так – своим плохим поведением. Хоть как-то делает себя популярным, чтобы его заметили. А завоевать плохую популярность – это очень легко. Поэтому они выбирают легкий путь.
Можно ли исправить такого ребенка?
Любого человека можно исправить. У нас дети от 11 до 18 лет.
С ними можно говорить можно говорить только как со взрослым человеком. Потому что они видели много чего в жизни: трудности, ошибки, предательство. В основном, у нас идет коррекция – ролевая игра. Мы проигрываем определенные моменты в их жизни. Каждый становится каким-то персонажем из их жизни, и они начинают играть. И они чувствуют, как делали больно педагогу, как делали больно маме, папе. И им становится тоже больно и обидно за них.