Карагандинский правозащитник Юрий Гусаков поделил условно на 4 блока уголовные статьи, по которым возможно будут судить участников беспорядков трагического января. Это уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка, против личности, против собственности и уголовные правонарушения против основ конституционного строя и безопасности государства.
Это определенная веха в истории гражданского строительства нашей страны, считает Гусаков, и она, вне всякого сомнения, войдет в историю как январская трагедия. Предварительное следствие должно быть, как мне представляется, очень тщательным. Наказание обязательно должно быть, и я сейчас говорю о тех, кто совершал преступления, а не о протестующих. Торопиться оснований нет. Тем более, что здесь можно выделить целый букет статей из Уголовного кодекса. Самая громкая статья это 175, государственная измена. О мародерстве. Нет никакого мародерства!
Есть преступления против собственности, хищение, кража, в одиночку или в группе лиц. Статьи: 187 – мелкие хищения, 188 – многочисленные кражи и, что самое показательное, - это грабежи и разбои (191 и 192 статьи УК РК соответственно). Хищение предметов имеющую особую ценность - я предполагаю, что и такое было. Возможно, кто-то похищал сейфы, похищал банкоматы или их содержимое. Кто-то захотел назвать этих людей мародерами, но я считаю, что это уголовники чистейшей воды. Мародерство предполагает военные действия.
Военные действия были? Нет! Однако налицо создание преступных групп. Спонтанно или ранее созданные, но они были. И тогда речь об ОПГ, их создании и руководстве. Сюда же можно отнести вооруженный мятеж – это 181 статья, создание экстремисткой группы - 182, терроризм и его пропаганда (ст. 255, 256). Самые тяжкие преступления – это убийства (ст. 92), совершенные в этот период, в том числе с особой жестокостью… Оборваны жизни людские. Кто-то осиротел, кто-то лишился попечения, заботы… Кто-то потерял близкого или родного человека…
Понятно, что я свои суждения соотношу только с увиденным из соц. сетей и ТВ Хабар 24. Скорее всего, различных уголовных преступлений значительно больше и это уже дело предварительного и судебного следствия в рамках которых будут найдены ответы на все вопросы, в том числе и самый главный: как так произошло, что наше с вами право на жизнь, свободу и безопасность оказалось под угрозой в мирное время?
Между тем, депутаты Европарламента требуют, чтобы власти Казахстана воздерживались от выдвижения обвинений в терроризме «на основании слишком широкого толкования термина» и проводили различие между мирными протестующими и теми, кто применение насилия и совершение преступлений. Я предполагаю, что представители дипломатического корпуса и международных организаций будут наблюдать за судебными разбирательствами, и как мне кажется, должны иметь свободный доступ к суду.