Во-первых, институт этот молодой, в 15 году только прошёл съезд, по которому начали формировать именно эту структуру частных судебных исполнителей. Его толчок, как вы помните, был с послания главы государства, где 27 шагом был постепенный переход от государственного судоисполнения в частную структуру. Поэтому постепенно частным судебным исполнителям передавались те или иные функции по исполнению судебных актов. Скажу вам сразу, что институт шёл очень тяжело. Во-первых, он фактически с нуля создавался. Если он шёл в определённое время в альтернативе с государством, либо в поддержку, возможно, был бы постепенный переход. А так произошло одномоментное перекладывание на плечи частных судебных исполнителей всех функций по судебному исполнению. Это не так просто.
Судебные исполнители, это структура, которая принудительно исполняет судебные акты. Частные судебные исполнители, являясь негосударственным служащим, не имеет права выносить какие-то процессуальные документы. Этот вопрос законодательно и принципиально не решён. Во-вторых, он должен обращаться в судебные правоохранительные органы, через департамент юстиции, то есть через государственную структуру министерства юстиции, и только через них. Естественно, это трата времени и оперативность теряется. Во-вторых, он не может искать. К примеру, розыск имущества. Давать запросы, которые обязательны к исполнению. Прибегать к силовому сопровождению каких-то вопросов. Эти проблемы всё ещё не решены, их надо решать. И, во-вторых, судебные акты, исполнение я смотрел, в принципе не скажу, что оно удовлетворяет всем потребностям, но определённо динамика положительная есть. Мы это смотрели, на съездах присутствовали, отчёты эти озвучивались, и тогда от министерства юстиции таких вопросов я не слышал. Но, возможно, если сейчас какой-то спад есть, то они это дело моделируют, и смотрят, как говорится, что там, как там идёт у них. Поэтому сказать, что у них там всё плохо, я бы не сказал. Сказать, что всё удовлетворяет, также нельзя. Почему? Потому что предстоит дальнейшее укрепление этого института. Ему надо помогать встать на ноги, чтобы именно 27 шаг, по которому эта реализация идёт, чтобы он реализовался. Для этого есть все основания.
Есть комиссия депутатская, которая должна способствовать становлению этого института. Я являюсь его председателем, поэтому мне легче об этом говорить. Я скажу, что сейчас есть из стимулирующих методов. Во-первых, разработана программа по реализации 27 шага, разработала её сама палата судебных исполнителей. Депутаты, которые входят в нашу комиссию, мы разработали законопроект, сейчас он находится в мажилисе, который должен способствовать становлению этого института. Я думаю с нашей помощью, с помощью министерства юстиции, этот институт должен встать на ноги, потому что есть послание, есть план, по которому его реализация является задачей и для министерства, и для частных судебных исполнителей, и для тех структур, которые к нему отношение имеют.
Программа была разработана именно палатой, а законопроект был разработан именно депутатами. Это два документа, которые, я думаю, станут хорошим подспорьем для того, чтобы этот институт заработал в дальнейшем. Ну, естественно, совершенствовать его дальше надо. Над ним надо постоянно работать, им надо постоянно заниматься. Но это задача уполномоченного органа.
О ситуации между Минюстом и Палатой частных судебных исполнителей РК:
Обе стороны, мой такой посыл, должны придерживаться законности. И когда это выплёскивается, скажем, на СМИ, это меня, конечно, тревожит, и это нисколько меня не устраивает. Это не должно быть таким путём. Это должно решаться, есть уполномоченный орган, есть управляемая или курируемая отрасль частных судебных исполнителей. Там всё оговорено, и если обе стороны будут действовать по закону, то никаких конфликтов не должно быть.